Home / СТИЛЬ ЖИЗНИ / «Пиноккио» 2020 – жутковатая сказка Маттео Гарроне

«Пиноккио» 2020 – жутковатая сказка Маттео Гарроне

В кинотеатрах России 12 марта стартовала премьера интерпретации режиссёра Маттео Гарроне культовой сказки «Пиноккио» с двухкратным лауреатом премии Оскар Роберто Бениньи. Вот что интересно: за экранизацию истории Карло Коллоди примерно в одно время взялись сразу три знаменитых режиссера, помимо Маттео Гарроне ещё Гильермо дель Торо и Роберт Земекис.

Первый снимает для Netflix анимационную и, как утверждают пресс-релизы, «более мрачную» версию книги. Второй готовит игровой ремейк диснеевской классики. Однако есть какая-то высшая справедливость в том, что открыл этот кукольный парад именно итальянский фильм, автор которого обошелся с оригинальным текстом максимально бережно. Напомним, что «Пиноккио» не фольклор, не народная сказка, а порождение конкретной эпохи. Главы из книги Коллоди начали публиковать в 1881 году, через 11 лет после объединения Италии, в тот период, когда значительная часть населения страны страдала от нищеты и массово эмигрировала за океан, где создавала те самые национальные диаспоры, о которых потом тоже будут снимать кино.

Начинается всё как в оригинальной истории, а именно: к нищему столяру Джеппетто попадает странное полено, которое его руках превращается в деревянного мальчика. Столяр называет своё детище Пиноккио. После чего оглашает родную деревню радостным криком: «У меня родился сын!»

А дальше без спойлеров…

Стоит ли смотреть «Пиноккио» с детьми?

Зависит от их возраста. С малышами лучше не надо. Хотя в Италии, где «Пиноккио» Гарроне вышел под Рождество и стал хитом проката, на него ходили зрители всех возрастов. Некоторые эпизоды с непривычки могут шокировать российскую аудиторию, выросшую на жизнерадостной наивности «Буратино» Алексея Толстого (Толстой, вдохновившись книгой Коллоди, создал свое произведение, добавив в него новых героев и новые сюжетные повороты).

Этот фильм достаточно сентиментален, хотя и его образы не похожи на те, что обычно ассоциируются с семейным кино.

Гарроне не внес в сюжет сказки почти никаких поправок, он только убрал из нее пару глав. В фильме, как и в книге, одной из главных тем становится ужасающая, унизительная бедность. Поневоле закрадывается мысль о том, что новый всплеск популярности Пиноккио у кинематографистов связан с тем, как наглядно и выпукло Коллоди изображает социальное неравенство: упорный труд, конечно, может помочь выбраться из нищеты, но достаток обеспечит только чудо.

Зачем это снято так жутко

Маттео Гарроне всегда интересовали телесные трансформации, те формы, которые может принимать живое и то, что когда-то было живым. «Пиноккио» в этом смысле — идеальный материал для режиссера, история превращения неодушевленного в одушевленное, волшебная инверсия, которая обманывает смерть, а потому возможна только в сказках. Деревянный мальчик в фильме наделен почти неподвижным деревянным лицом. Тем не менее по ходу сюжета оно будет меняться: древесина высохнет и потемнеет, на ней появятся трещинки. Точно так же создатели картины (с Гарроне работает британский специалист по протезному макияжу Марк Кулир) конструируют и других персонажей. Это тончайшее, деликатное мастерство, которое невозможно не оценить, даже если созданные с его помощью образы потом будут посещать вас в ночных кошмарах.


Если предыдущие фильмы Гарроне боролись за награды главных мировых кинофестивалей, то «Пиноккио» сначала вышел в итальянский прокат, а потом был показан вне конкурса на Берлинале. 

Финал Гарроне, разумеется, тоже не менял. Деревянная кукла в итоге станет живым мальчиком, доказав, что скверным детям прямой путь в ослы, а исправившимся — в теплые родительские объятия.

Поделиться новостью:

Check Also

Диетолог рассказала как использовать кофе для похудения

Профессор ФМБА России, диетолог Маргарита Королева рассказала о том, что опасно использовать кофе для «сжигания …